ka_pell (ka_pell) wrote,
ka_pell
ka_pell

Реабилитация наркозависимых девушек?



Cредняя длительность регулярного употребления наркотиков до первого обращения за медицинской помощью составляет около 5 лет. За эти годы не только формируется наркомания как медико-биологическое заболевание, но и складывается особый образ жизни наркомана. Реабилитация (не менее 6 месяцев) включает оказание помощи в решении социальных проблем, иначе человек возвращается к потреблению наркотиков. За это время важно добиться:
• Изменения мотивации
• Изменения социальных и культурных ценностей, жизненных стереотипов
• Приобретения трудовых навыков (иногда новой специальности) для дальнейшего трудоустройства
• Решения неотложных семейных и жилищных проблем
• Приобретения социальных навыков, позволяющих строить отношения с окружающими
• Формирования умения преодолевать возможные в жизни стрессовые ситуации без возврата к употреблению наркотиков
Подавляющее большинство зарубежных реабилитационных центров не относится к системе здравоохранения, а преимущественно организовано религиозными и общественными организациями. Однако их деятельность контролируется государством, так как хотя в осуществляемой в реабилитационных центрах работе собственно медицинские, лечебные аспекты занимают незначительное место, наркозависимые относятся к группе риска, социально опасны, являются носителями различных, весьма тяжелых, соматических заболеваний и, безусловно, нуждаются в медицинском наблюдении.
Учитывая реальную ситуацию в России, слабость имеющихся общественных организаций, отношение населения к наркомании как к болезни, а также катастрофическую остроту проблемы наркомании, Минздрав России принял принципиальное решение - основную тяжесть первого этапа организации реабилитационной работы с больными наркоманией возложить на органы здравоохранения. С этой целью своим приказом N 76 от 18.08.1997 года Министерство ввело наркологические реабилитационные центры в номенклатуру учреждений здравоохранения, были утверждены примерное положение о работе таких центров, их штатные нормативы, предложено руководителям органов здравоохранением субъектов Российской Федерации приступить к организации в регионах необходимых реабилитационных подразделений. Создание таких реабилитационных центров, как учреждений здравоохранения, безусловно, формирует у населения определенные ожидания от организаций с подобными названиями, а именно, люди рассчитывают на соответствующее обхождение, предоставление медицинской помощи и т.п.
Однако, негосударственные реабилитационные центры, коих немало, строят свою работу, ориентируясь на иные принципы. В каждом отдельном случае эти принципы особые, но объединяет их, на мой взгляд, стремление извлечь материальную выгоду из несчастья людей. То есть декларируется весьма высокие цели, а движет всем золотой телец.
Здесь я готова рассмотреть только один, (не самый мрачный), пример. Так в основу Епархиального Реабилитационного центра положена задача воцерковления реабилитируемых. В поселке Саперное Ленинградской области, в течение 12 лет существует Епархиальный Реабилитационный центр наркозависимых. Опыт работы этого Реабилитационного центра был признан Окружной антинаркотической комиссией при Полномочном представителе Президента: "Признать высокую эффективность работы, проводимой Санкт-Петербургской и другими епархиями, находящимися в пределах Северо-Западного федерального округа, по реабилитации и постреабилитации нарко - и алкоголезависимых и рекомендовать накопленный опыт к распространению". Решение это было принято на основе знакомства комиссии с деятельностью центра (приехали, посмотрели). После этого центру были выделены государственные деньги на развитие начинания. Однако, достоверных научных исследований эффективности деятельности описанного реабилитационного центра не проводилось. В него попадают после специального отбора, существует он, естественно, на платной основе. Дальнейшая судьба пациентов, если их можно так назвать, не прослеживалась. Со слов отца Сергия (Белькова) такая реабилитация приводит к стойкой ремиссии в 60-95 процентах случаев, но кто это проверял? Таких результатов никто в мире не добивался. Конкретная цифра в разных статьях о деятельности отца Сергия колеблется, что не добавляет доверия к ним.
Жители поселка Саперное, даже прихожане церкви относятся к центру с недоверием, в чем можно легко убедиться, достаточно посетить службу: реабилитанты стоят отдельной группой справа и никогда не смешиваются с остальной паствой.
Протоиерей Сергий Бельков, организатор этого центра, в докладе на секции "Профилактика злоупотребления наркотиков среди молодежи" на XIV Международных Рождественских образовательных чтениях и в других своих статьях следующим образом описывает существо своего метода реабилитации:
• Это комплексная, духовная, психологическая и педагогическая реабилитация. В иных работах отец Сергий называет свою деятельность «окормлением» и «воцерковлением». Следует отметить, что отец Сергий является яростным критиком альтернативных способов реабилитации, в частности метода Анонимных Алкоголиков.
• Очень важно, чтобы попавшие в зависимость (одержимые страстью) поняли, что за понятием "зависимость" стоит не просто дурная привычка, вызвавшая болезнь, а в реальности существующий инфернальный (адский, демонический) мир, которому противостоять только лишь человеческими усилиями (будь то медицинская или психологическая помощь, и даже их совокупность) без веры в Бога малоуспешно. Отец Сергий - ученик Василия Борина, старца, который в поселке Васк-Нарва близ Пюхтицкого монастыря занимался так называемым экзорцизмом, то есть бесоизгнанием. Он считает наркоманию одержимостью. «Бес в наркоманах находится не постоянно. Он может выходить. И главное – управляет лишь умом человека. Причем одержимый, в отличие от бесноватого, этого, как правило, не ощущает. Он принимает мысли и желания, вложенные бесом, за свои. Что и происходит с наркоманом. Физически его нетрудно вылечить, но это лишь самый незначительный шаг на пути к исцелению. Демон вновь и вновь соблазняет человека, который разумом понимает, что это принесет ему и его родным новые страдания, что придется вновь бегать от заимодавцев, вести скотский образ жизни. Но бес намного сильнее. Под его влиянием человек не боится смерти от передозировки, спокойно пользуется шприцом, взятым у вич-инфицированного, и т.д. Только Бог может помочь управиться с нечистым».
• Трудотерапия. Труд занимает большую часть времени реабилитации, хотя и не является самоцелью. Используется для «восстановления физического здоровья». Труд также прививает навыки, такие, как терпение, воспитывает волю.
• В течение последних семи лет центр занимается только реабилитацией мужчин, так как совместное «окормление» было признано отцом Сергием невозможным. «Возникают проблемы полов. Долго пытались справиться, терпели, но это слишком явно уводило многих в сторону. Не то, чтобы были какие-то серьезные нарушения, просто, если человек влюбился, ему уже не до реабилитации. Молитвы, чтение и т.д. уходят на второй план». В других статьях упоминается грех блуда, который несут женщины.
• Реабилитационной среда в центре строится по образу правильной большой многодетной семьи, братства или общины монастырского типа. Во главе семьи находится священник, являющийся "строгим и любящим отцом", который определяет план работы, контроль за выполнением и качеством работы, понимающий чувства реабилитантов, помогающий разбираться в духовных и житейских вопросах. Образ женщины-матери несет матушка (жена священника). Она также общается с реабилитантами, показывает пример в работе (на поле, огороде, домашнем хозяйстве), помогает им советом в семейных делах и общении с родителями, оделяет теплой материнской заботой.
• Помощь священнику оказывают несколько волонтеров (ребят, которые прошли реабилитацию в центре и имеют стойкую ремиссию от 3 до 5 лет). Их задача – быть примером для реабилитантов, научить их жить по принципу "делай, как я".
• Следующим звеном идет костяк группы – "старшие дети" – это ребята, которые живут на приходе 3-4 и более месяцев, знающие порядки, дисциплину, которым доверяют. Они помогают адаптироваться вновь поступившим и служат им примером. Среди них выбираются старшие по работам, по быту и т.п. Новые ребята – "младшие братья" – входят в общину по одному.
• Жизнь строится вокруг богослужения и церковных таинств. Соблюдается пост. Чтение преимущественно религиозной литературы.
• Раз в неделю просмотр фильмов и их обсуждение в группе наркозависимых.
• Раз в неделю русская баня.
• Практика принятия обетов. Обет трезвости дается Богу, а не священнику, нарушение его является грехом. Первоначальный срок обета должен быть небольшим: 3-6 месяцев. Выдержавшие этот срок могут давать обет трезвости на более длительное время. Обет в основном дается на отказ алкоголя, так как его употребление, как правило, провоцирует наркозависимых на возврат к употреблению наркотиков. Если кто желает дать обет на неупотребление наркотиков, срок может быть только один – на всю жизнь.
• Убеждение воспитанников, что не только наркотики, но все, что негативно влияет на сознание и мешает человеку критически оценивать ситуацию, вредно для их физического, психического и духовного здоровья, поэтому категорически неприемлемо для них. Не только наркотики, но и некоторые виды лекарственных препаратов, алкоголь, табакокурение, а также рок-музыка и религиозные учения деструктивных сект. (В центре не допускаются мобильные телефоны, компьютеры, прослушивание современной музыки, ношение одежды с символикой и т.д. и т.п.)

19 декабря 2007 в поселке Торфяное (Приозерское благочиние) состоялось открытие нового отделения епархиального реабилитационного центра "Саперное", который также возглавляет руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму благочинный Приозерского округа протоиерей Сергий Бельков. Поселок находится в 15 км от железнодорожной станции, добраться можно автобусом, который ходит два раза в день.
Новый центр расположен в приходе храма святителя Николая Чудотворца в поселке Торфяное и выстроен для реабилитации наркозависимых девушек, так сообщается в прессе. Жители деревни говорят, что наркоманок поселили уже в октябре 2007 года, в недавно построенном доме, к которому официально не был даже подведен свет, а земля под ним не была оформлена в собственность. Конечно, это не девушки, а женщины 20-40 лет, начиналось все с четырех человек, в будущем планируется довести количество реабилитанток до 30.

Из описанной методики во вновь описанном центре сохранилось немногое. С наркоманками живет женщина, имевшая в прошлом опыт работы с трудновоспитуемыми подростками, и эконом – из числа мужчин, прошедших реабилитацию в центре поселка Саперное. Женщины, с разрешения воспитательницы, ходят за молоком к местной жительнице, в магазин за продуктами. Трудотерапия – доят одну козу, учатся делать игрушки-свистульки, ходят в лес за грибами. В дальнейшем планируется организовать птицеферму. Казалось бы, идиллия на фоне сельского пейзажа
Однако, сделано все без учета мнения жителей деревни. Конечно, кое-кто, может быть, был в курсе, отец Бельков, в прошлом милиционер, заручился поддержкой власти, но не рядовых жителей, которые чувствуют себя обманутыми. Они ожидали, что строится дом для священника и его семьи, как объявлялось, когда собирались пожертвования в храме, а получили «рискованное соседство». Более того, на сельском сходе, который был созван недовольными сельчанами, священник угрожал жителям деревни: «Не хотите жить с наркоманками – будете жить с бандитами». (Записано на видеокамеру). Своими действиями отец Сергий, можно сказать, создал враждебное социальное окружение для реабилитанток, которые оказались в социальной изоляции. Службы в церкви проводятся крайне нерегулярно, в праздники не проводятся вообще, люди перестали ходить в церковь.
Конечно, жителей поселка легко упрекнуть в недостатке сострадания, но хочу заметить, что в этой отделенной деревне из представителей власти – только продавщица в магазине, ни милиции, ни врача, ни пожарного. Летом деревня наполняется дачниками, становится много детей и подростков, а зимой жизнь замирает, в основном старики со старухами. Однако предприимчивые местные жители, а есть несколько и таких, уже и в эту глушь завезли таджиков, которых используют на строительных работах, и в огороде и для охраны, так что канал распространения наркотиков уже налажен. (Я не против таджиков, я просто знаю статистику).
По моему мнению, организация проживания наркозависимых женщин в поселке Саперное не является реабилитацией наркозависимых ни по существу, ни в соответствии с методом, описанным отцом Сергием Бельковым. Не случайно церковь не идет по пути создания подобных реабилитационных центров при монастырях. Можно понять, почему жители поселка Торфяное относятся к этому центру, как к опасному социальному эксперименту, который поводится не только с наркозависимыми, но и с ними.
 
Tags: диалог, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments