ka_pell (ka_pell) wrote,
ka_pell
ka_pell

Юлия Лагун (продолжение)


В субботу было занятие, которое длилось целый день. Много или мало мы успели? Юлия считает, что мы хорошо продвинулись, возможно потому, что мы подготовленная группа. Судила она об этом на основе нашей способности овладеть движениями Гурджиева. Сами движения, эти последние и еще ранее данные ею из суфийских практик, мне очень понравились. В ее исполнении они выглядят очень сдержанно и красиво. Сильное чувство вызвал во мне полет птицы, который я пережила, танцуя в паре с Олей. Очень хочу быть способной движения Гурджиева делать. Пока... умолчим, но координация движений это мое слабое место, а здесь необходимо отказаться от попытки сознательно себя контролировать. В моем случае, это означает затратить на освоение и доведение до автоматизма значительно больше времени.
Ссылаясь на авторитет Гурджиева, Юлия объявила новую для меня ценность: эго, как то, с чем человек идентифицируется, отвечает современному уровню сознания общества, но есть нечто "плохое"(несовершенное? зло?) - в деталях смысла данной оценки я не разобраласть, так как рационального обоснования данного положения дано не было. Эго всегда стремится забиться в темный угол и влиять исподволь. Эго всегда подстройка к партнеру сверху или снизу (никогда на равных). У некоторых людей видно их эго, а у некоторых нет.
По поводу эго мы сделали три упражнения.
1. Все сидели на полу. Один человек вставал и секунд 30-60 должен был стоять, возвышаясь над всеми, при этом люди смотрели на него (нее), а он на них. Акцент был сделан на состоянии "присутствия" - так Юлия называет состояние внимательного внутреннего созерцания своих ощущений, сопутствующих тем или иным ситуациям и , соответственно, эмоциям. Лучше при этом ощутить целостно все свое тело. Потом обсуждали, что каждый чувствовал. Я, в какой-то момент, почувствовала "пластелиновость" своего лица и улыбки, о чем и сказала. Юля переформулировала это в напряжение.
Обсуждение было невнятным, говорили много, я ничего не запомнила. У Юли каждый намек что-то значит. Общее впечатление: опыт созерцания так важен, он дает такие важные намеки, что именно их то и надо уметь замечать, помнить и учитывать и они более важны чем весь прошлый опыт и мысли, которые могут приходить в голову, потому что мысли эти от Эго, а значит бяки. При этом "присутствие" может вызывать скуку. А злонамеренный ум человека развлекает.
2.Второе упражнение было в парах. Надо было по очереди рассказать партнеру, какой человек вызывает в жизни раздражение (трудность и т.п.) Долго добивались понимания инструкции, потому что в группе, конечно, есть столь совершенные люди, что у них никто раздражение не вызывает. Я работала в паре с Жанной. Слушающий имел задание выслушивать партнера "в присутствии" - то есть давая себе отчет о внутренних ощущениях, которые возникают по ходу выслушивания.
Далее было обсуждение кто и что почувствовал.
(Для меня было важно, что Алексей назвал эмпатией сочувствие, что является принципиальной ошибкой, по моему) - ну это так, походя.
Юля быстро перевела обсуждение в монолог о том, что слушая темные сетования мы наполняемся тяжелыми чувствами. Если "в присутствии", то отлично, мы их признаем и фиксируем, но если неосознанно, то мы распространяем темные чувства далее на невинных людей, что есть нехорошо. И таково современное общество. Пафос "присутствия" всем стал очевиден.
Был вопрос о том, как контактировать с группой, сохраняя присутствие. Настя сказала, что занятия музыкой с детства развивали у нее "присутствие", а вот контакт с группой...
Ответ был типа: об этом позже...
Опять возникло много словопрений, которые пришлось прервать динамической медитацией. Как то стали упоминать о принятии решений - так как данный тренинг не просто и медитативных практиках, но и о принятии решений.
3.Упражнение 3. Известно мне много лет. Это игра в поводыря и слепца. Естественно, в обеих ролях нужно было оставаться "в присутствии".Здесь не буду описывать все ассоциации, с этой игрой у меня связанные , это для отдельного поста. В данном случае, важным явилось обсуждение.
Юля заявила, что высказываясь о пережитом опыте, не надо говорить о том, что именно вы делали или ваш поводырь делал. Нужно ответить на два вопроса. Во-первых, какую идею вашего Я данное упражнение вам показало. Во вторых, как Вы принимали решение.
Я высказывалась предпоследней, что несколько облегчило задачу. Идеи моего Я у меня не было. Я хотела играть и в той и в другой роли. Мою идею Я мне позже сформулировала (по моей просьбе) Юля. Звучала она примерно так: "Я сама знаю, что мне нужно, чтобы было хорошо". Я ставлю это в кавычки, так как вся атмосфера тренинга такова, что вроде важны детали смысла, но эти детали улавливаются по "пятнам Роршаха", а не рационально. Я такие вещи очень плохо запоминаю. Потому что память для меня - это не яркость ассоциации, а включение в контекст. Хотя какие-то яркие моменты помнятся, конечно. В роли поводыря я забывала контролировать свое "присутствие", но не напрочь, иногда возвращалась. Чувствовала я атмосферу игры: интерес,варианты выбора действий, энергия, юмор, скорее смелость, чем робость, удовольствие от близости с доверившемся мне человеком. Телесные переживания - бодрость, легкость. А в роли слепого мне было легко и приятно, хотелось несколько большей свободы и замечала я, что Маша очень старается меня оберегать.
Интересно, что Юля заявила, что мы с Машей непроизвольно как бы выбрали друг друга, подходим как ключ к замку или что-то в этом роде. Я опять затрудняюсь вспомнить точно: машино "Я" звучит примерно так: "хочу быть очень хорошей, боюсь совершить ошибку".

Было еще интересное упражнение в парах. Один человек сидит на полу, а другой стоит очень близко от сидящего и наступает ему на ступню. Не стараясь сломать ногу, но весьма напористо. Сидящий переживает "Присутствие" со сменой команд: "Сопротивляться"- "Не сопротивляться, миролюбиво принять" - "Сопротивляться". Итог для меня и группы: сопротивление значимо усиливает болевые и неприятные ощущения. Опять попытка обуждать почему. Думаю дело в физиологии.
По ведению тренинга заметила я следующее.
Во второй день Юлия выглядела значительно более уверенной. Запретила Жене пользоваться ее дисками. Заявила свое кредо, а не просто ждала, когда все выскажутся.
Время выслушивание Юлей мужчин значительно больше, чем женщин, хотя в группе больше женщин. А когда относительно долго или не вовремя, или не очень по делу говорит женщина, Юлия ее может и "осадить": делайте что хотите, можете хоть на биде сесть. Что было , конечно, не только грубо, но как то наводит на мысль, а способна ли сама Юля сохранять присутствие в раздражающих ее ситуациях?
Юлия знакома с Жанной. По-моему,она лишила возможности Жанну пережить опыт "поводыря и слепца" еще раз, оставив ее рядом с собой в комнате для беседы. Впрочем, возможно и сама Жанна была в этом заинтересована. Но для группы наличие "хороших знакомых" с особым местом в сердце тренера не бывает полезно.
Tags: диалог
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments