ka_pell (ka_pell) wrote,
ka_pell
ka_pell

Голый король

Не знаю как Вы, а я с некоторым недоверием отношусь к доступным нам на русском языке американским книгам по управлению. Публикуют их, как правило, издательствами, специализирующимися на переводах, (отечественных авторов эти издательства не печатают). Бумага хорошая, стоят недешево, но если полистать, удивляет текст, напоминающий лозунги (набирайте хороших людей и доверяйте персоналу, думайте о приверженности клиента, ведите бизнес этично), лапидарность выводов, крупный шрифт и полное отсутствие каких бы то ни было формул.
Наконец, появляется еще одна книга, развенчивающая и объявляющая научную несостоятельность целой серии подобных бестселлеров последней четверти ХХ века.
Это книга «Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение» Фила Розенцвейга,- Бест Бизнес Букс, 2008 .- 251 с. Впрочем, она из той же серии и написана в аналогичной манере.
Розенцвейг критикует Тома Питерса «В поисках совершенства» и «Построенные навечно» и Коллинза «От хорошего к великому». Он утверждает, что эти книги – захватывающе написанные истории, удачно прорекламированные и растиражированные, но они (вот удивительное открытие!) - не описывают результатов научного исследования.
То есть, книги не могут быть отнесены даже к жанру научно-популярной литературы. Оказывается, авторы не опирались на качественную базу данных, они изучали и описывали не факты, а мнения. На чем же строятся книги Питерса, Коллинза и им подобных? Авторы анализируют ретроспективные самоотчеты людей, работавших в компаниях во время успеха этих компаний, и соответственно оценивающих свою работу. Затем авторы делают простой вывод: если вы сделаете также, то вы станете великой компанией.
В США тиражировали и видеозаписи семинаров Тома Питерса, который он проводил в громадных аудиториях, обладая незаурядной харизмой. Рассказывал людям, как он сам воспринимает «великие» компании, и как они описывают свой путь. (Есть у меня одна такая запись на пленке, плохого качества, к сожалению. Кашпировский отдыхает, как теперь говорят).Думаю, и Коллинз не отставал. Мне неоднократно приходилось участвовать в 2-5 дневных семинарах, проводимых американцами, и это меня не удивляет. Удивляет то обстоятельство, что Т.Питерс в 2001 году публично признался в подгонке данных своего исследования под уже готовую концепцию, а последная книга его издана и с успехом продана в России в каком году?
Книги, претендовавшие на описание факторов высокой результативности компании, на самом деле являлись «рассуждениями об успехе». Через несколько лет после издания этих книг, а писались они действительно в тот момент, когда эти компании были на подъеме, их положение на рынке изменилось, 85 процентов из них уже не входили в группу лидеров ни по курсу акции, ни по прибыльности.
И вот теперь Фил Розенцвейг обнаружил (доставайте деньги) – относительный характер успеха и эффективности и фундаментальный характер неопределенности в бизнесе. Менеджер, обращай внимание не только на организационные ценности и персонал, думай, какой «фундаментальный» выбор сделать в условиях неопределенности! Пафос книги в том, что принимать решения, чтобы добиться успеха, тяжело, что нужно думать. На вопрос, как думать, как научиться думать, книга ответа не дает. Но зато в ней приводятся примеры думающих людей. Их логика мышления и поведения познается автором из их собственного рассказа, услышанного в успешный период их жизни…
А какой же вывод? « Работа менеджера заключается в том, чтобы собрать подходящую информацию, правильно ее оценить и принять решения, которые повышают вероятность успеха».
Вам это ничего не напоминает?

 
Tags: критика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments