ka_pell (ka_pell) wrote,
ka_pell
ka_pell

Загадки Рауля Руиса: "Генеалогия преступления"



Действующие лица и исполнители:
Рене Энгель - Мельвиль Пупо
Жанна Хиггинз - Катрин Денев
Адвокат Соланж - Катрин Денев

Жорж Дидье - Мишель Пикколи
Кристиан Корэйль или Кристиан Лаплас -Анджей Северин
Судья - Юбер Сен-Макари
Мать Луиза - Моник Мелинан
Эстер - Бернадетт Лафон
Секретарша Алин - Камила Мора
Любовь к непонятному -- известный психологический феномен. Меня зовут Валентиной , вспоминаю своего тезку из “Слуг старого века” И.А.Гончарова, того самого, который любил читать нараспев непонятные стихи, а о понятных отзывался пренебрежительно: “Это каждый мальчишка поймёт или деревенская баба! Прочитал раз, понял, да и бросил: что ж тут занятного?” Я тоже люблю разбираться в том, что я не понимаю, но в чем вижу загадку. В данном случае - фильм Рауля Руиса «Генеалогия преступления». Когда я досмотрела до середины и столкнулась с сонетом из Малларме, одного из самых непонятных поэтов, в переводе И. Анненского, я уже поняла, что попытаюсь распутать этот клубок:
Лишь в смерти ставший тем, чем был он изначала,

Грозя, заносит он сверкающую сталь

Над непонявшими, что скорбная скрижаль

Царю немых могил осанною звучала.
Как гидра некогда отпрянула, виясь,

От блеска истины в пророческом глаголе,

Так возопили вы...

Малларме в фильме цитирует официант. Вячеслав Иванов писал о лирике И.Анненского
«поэт любит, подобно Малларме, поражать непредвиденным, порой загадочными образами и понятиями и, заставляя читателя осмыслить их взаимоотношения и соответствия, стремится к импрессионистическому эффекту разоблачения» . Думается мне, что чилийский режиссер играет в эту же игру, если цитирует Малларме.

Ключевыми для меня были два вопроса: почему фильм так называется и какой образ является определяющим, обрамляющим, порождающим повествование. Дело в том, что в одном из интервью Рауль сказал, что такой образ - это существенная характеристика его метода работы.
Обрамляющим образом оказалась китайская история и доска с фишками:
В первый день восьмой луны первого года эпохи Юаня
молодой человек, гороскоп которого предрекал, что он станет убийцей,
лишил жизни женщину из рода Лю Бяо. Одинокая женщина предоставила ему убежище в своем доме. Однако в действительности она была призраком убитой им женщины. Он влюбился в женщину - призрак. Она же раскрыла ему свою истинную сущность и намерение отомстить за свою гибель. Перед смертью молодой человек успел написать поэму.
Лил нескончаемый дождь.
Холодная река.
Глубокий поток.
Сердце как восходящее солнце.

Фильм начинается с ливня. Рене убивает свою тетку Жанну. Соланж предоставляет ему убежище в своем доме, но в этот момент она уже подобие Жанны, то есть призрак, то есть симулякр. Рене влюбляется в нее. Призрак мстит за Жанну. Перед местью призрак раскрывает свою истинную сущность: Соланж буквально повторяет слова Жанны, но Рене лишь смеется ей в лицо. Соланж-сомнамбула и ничего не помнит, в кадре Жанна наносит удары ножем. Где поэма Рене? Кто знает? Неувязочка вышла?

То есть , фильм есть разыгранная в лицах древняя китайская история. Очень точно рассчитанная режиссером.
Теперь о психоаналитиках, которые меня интересовали, и о названии фильма.

В фильме враждуют представители двух психоаналитических школ: традиционно фрейдистский подход и подход К.Г.Юнга. Удивительно, что события в фильме развиваются, подтверждая правильность обеих школ психоанализа, беда в том, что основные участники событий психоаналитикам не доверяют.

Жорж Дидье и его Французско-бельгийское психоаналитическое общество - ортодоксальная ассоциация психоаналитиков, придерживается представлений о том, что личность формируется до пяти лет, в силу этого, преступные наклонности, которые они наблюдают у ребенка они считают необратимыми. К этой группе относится и Данна Хиггинз, тетя Рене. Слова Жанны «Я буду наблюдать за его снисхождением в ад» - отражают ее намерения в отношении племянника. Эти психоаналитики использовали в своей работе групповой метод «воссоздания моментов, предшествующих непоправимым деяниям». Соланж показалось, что они провоцировали Рене на совершение преступления.
Что же случилось с тетей-психоаналитиком, после того, как она перестает вести дневник: она видит, что общество психоаналитиков ожидает от Рене преступления и криминальная ситуация усугубляется, он ворует все больше, она была готова донести на него в полицию, так как понимает, что он не желает и не может преодолеть свою натуру, несмотря на разные приемы психотерапии. Она говорит ему об этом и он в сомнамбулическом состоянии ее убивает.
Эта психоаналитическая группа так или иначе связана с социалистами, не только потому, что их финансирует, но и потому что перед смертью психоаналитики говорят о том , что у терапии есть революционный аспект, что их цель - подорвать сами основы этого общества.

Второй психоаналитик, Кристиан Корэйль или Кристиан Лаплас, представитель психоаналитического общества Иль де Франс. Внешне он похож на Карла Густава Юнга. Для тех, кто посмотрит фильм, привожу фотографию Юнга: 



Его идеи «Повествовательный синдром» или «Разделенный роман». Вина человека определяется «только в конце», тогда когда он совершает преступление. Именно из его уст мы слышим название фильма «Генеалогия преступления» , вернее преступленИЙ, исправляет себя он. Он сторонник коллективного бессознательного, его идеи сводятся к следующему.За каждой гуманитарной наукой скрывается право, а за правом - волшебная сказка. Сказки и истории действуют на нас как болезнь, как демон. Те или иные люди воплощают собой персонажи романов или сказок. Далее они могут вовлечь людей в повествование и люди окажутся убиты историей, жаждущей крови. Творчество данного психоаналитика - это создание «мнемозин», выявление мифов или повторяющихся историй и персонажей этих историй, демонстрация в образах этих историй и намеренные попытки влиять на развитие событий . «Люди думают, что переживают события, а на самом деле это события владеют людьми, но достаточно нескольких незначительных манипуляций и события перестают доминировать». Так Кристиан утверждает, что ему удалось предотвратить покушение на президента, разместив объявление в газете, он вовремя выявил то, что назвал синдромом Юлия Цезаря. Кристиал Корэйль пытался помочь и Соланж, но она не шла на контакт с ним, кроме того она была персонажем «недавней» истории, а такие истории с трудом поддаются изменению, по мнению психоаналитика.

В фильме еще очень много интересного. Работа оператора, использование музыкальных тем, зеркал, картин, он вообще может быть прекрасной иллюстрацией идей психоанализа и постмодернизма. Отдельно можно говорить о темах денег, игры, отношений «дочки-матери» и так далее.
Я перечислю только символические повторы:

Сомнамбулизм Рене и Соланж в момент свершения ими убийства. Сомнамбулизм- расстройство сознания, с выполнением во время сна бессознательных, внешне упорядоченных действий. Воспоминания об этих действиях при пробуждении отсутствуют.
И Рене и Соланж убивали кошек в детстве.
Оба психоаналитика страдают расстройствами памяти.
Дважды напиток смешивают в соотношении 3/4 -1/4.
Ботинки которые украл Рене и ботинки, которые снимает Кристиан с Жоржа Дидье.
Игры две: «Я это ты , ты это я» и «Игра в Го»
Призрак : китайской истории и слова Кристиана «Вы могли бы прийти на встречу с призраком»
Брошенные дети: Рене, дочь судьи Дере, Паскаль.
Поведение Рене с Ежовым конфитюром и Соланж с вином и супом.
Дважды читается китайская история.
Дважды одно и тоже кафе
Дважды Жорж Дидье ссорится: с официантом и с Кристианом





Tags: диалог, занятное, пристрастное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments