ka_pell (ka_pell) wrote,
ka_pell
ka_pell

Огюст Роден и Камилла Клодель




После фильма "Камилла Клодель" с Изабель Аджани и Жераром Депардье в главных ролях сюжет романа двух этих скульпторов известен, но побывав в музее, я представила их взаимоотношения, по-своему расставив акценты.
Известно, что Роден, происходивший из очень простой семьи, не любил учиться, и хотя и хотел стать скульптором (в детстве с удовольствием помогал матери лепить фигурки из теста), но очень долго не мог пройти по конкурсу ни в одно учебное заведение и начинал свою карьеру как ремесленник. Себя он сделал сам и при жизни считался гением. Видится мне он, как человек бешеного темперамента и незаурядного таланта, умеющий преодолевать трудности, но весьма рассчетливый в делах, грубый и жестокосердный.
Вот так выглядит особняк в роскошном месте Парижа, который он заранее приобрел для размещения своей коллекции: жил и работал в другом месте.



Со своей фактической женой, Розой Бере он особенно не считался, хотя она уже в первые годы совместной жизни родила ему сына и была предана ему: "моя собака". Женился он на ней только в 1917 году, после 52 лет совместной жизни. Роза через три недели после свадьбы скончалась. В тот же год умер и сам скульптор в возрасте 77 лет.
 В период любовных взаимоотношений Камиллой, которые длились более десяти лет, Роден регулярно клялся ей, что порвет с Розой, но продолжал жить на два дома.
Отношение к женщинам в то время весьма отличалось от современного. От женщины ожидалось хрупкости, возвышенности и, разумеется, порядочности , но она не воспринималась как равный партнер в отношениях. Приведу цитату из письма Рильке, который был некоторое время секретарем Родена, к своему молодому другу-поэту.
"Когда-нибудь (уже теперь особенно в северных странах, об этом говорят надежные свидетельства), когда-нибудь на свет родится женщина и девушка, чья женственность будет означать не только противоположность мужественности, но нечто такое, что уже не нуждается ни в каких границах, ни в какой заботе, но вырастает только из жизни и бытия: женщина — человек.
Это движение изменит и любовь, которая сейчас так исполнена заблуждений (изменит вначале — против воли мужчин, отстаивающих старые представления), преобразит ее совершенно и сделает ее такою связью, которая связует уже не просто мужчину и женщину, но человека с человеком."
На этом фоне любовь Родена и Клодель, как и все что, делала Камилла, была возмутительной с точки зрения общественной морали.
Кем же была Камилла? Происходила она из весьма обеспеченной семьи, отец -высокопоставленный чиновник, ее брат стал дипломатом, поэтом, художником, членом Академии. Камилла получила хорошее образование, материальная поддержка родителей и способности привели к тому, что ее обучал скульптор Альфред Буше, а с 1881 года она посещала академию Коларосси, снимала мастерскую еще с двумя студентками-англичанками. Приглашенные эксперты ее работы нахваливали, сравнивали их с работами Родена, когда она его еще не знала. Они познакомились, когда ей было 19, а он был на 24 года старше.
Так как у нее была младшая сестра, мать болезненно переживала стремление Камиллы заниматься творчеством: тяжелый, не женский труд и богемная среда, натурщики ,- это бросало тень на обеих сестер в семье, а мать, разумеется видела их счастливое будущее в благополучном браке. Но своевольная Камилла была любимицей отца, в жизни которого случались, между прочим, приступы злобной дисфории. Видимо, ген психического неблагополучия был передан Камилле по наследству. Известно, что после разрыва с Роденом, у нее проявился систематезированный бред преследования и ущерба, она представляла нити заговора, который плел против нее Роден, боялась, что он выкрадет все ее работы, поэтому разбила многие из них. Такие люди "сходят с ума" не в результате душевных травм. Несчастная любовь, потеря ребенка, который должен был родиться, лишь проявляет болезнь. А так как болезненное состояние длилась до конца жизни, то скорее можно говорить о шизофрении, а не о психогенном расстройстве в результате любовного кризиса. Но если это так, то ее сложный характер (эгоцентризм, непонимание чувств партнера, душевная холодность и пр. ) должны были проявиться в отношениях с Роденом и ранее, что и привело к разрыву. Характерно, что Роден считал Камиллу неблагодарной, нетерпеливой и амбициозной и весьма много сделал для ее продвижения: писал рекомендательные письма в журналы, в которых освещалось ее творчество, выдвигал ее работы в Национальное общество искусств, знакомил с известными во Франции людьми - Доде, Годе, Гонкурами, Моне, Ренуаром... (Для него во времена его молодости никто ничего подобного не делал).
Скульптурная группа "Зрелый возраст", на которой Камилла отразила свою ситуацию выглядит как саморазоблачение: мужчина неуверенно следует за увлекающей его женщиной, а позади них стоит на коленях юная девушка, отчаянным жестом мольбы пытаясь удержать любимого.




В музее Родена есть целый зал с ее работами. "Вальс", "Шакунтала", "Флейтистка", "Болтушки", "Забвение", "Зрелый возраст", "Глубокая задумчивость", "Персей и Горгона", "Мольба", "Ниобида"... В ее искусстве есть нечто, присущее только ей, - сложность чувства, тревожная печаль, наивность и болезненный излом.














Глубокий взор вперив на камень,
Художник нимфу в нем прозрел,
И пробежал по жилам пламень,
И к ней он сердцем полетел
Евгений Баратынский
Tags: безделки, занятное, поэзия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments