ka_pell (ka_pell) wrote,
ka_pell
ka_pell

"Преступление и наказание" в музее Орсэ



Картина «Правосудие и Божья кара, преследующие преступника» - Поль Прюдон

Самое сильное мое впечатление в Париже - не собственно от Парижа, а от выставки в музее«Орсэ», которая называется «Предступление и наказание.» На ней было затронуто несколько тем и представлено более 450 объектов, поэтому я сегодня напишу только о вводной части про «оригинальные» преступлениях, обосновывающей идею создания такой экспозиции и о части, связанной с преступлениями Французской революции 1789-1793 гг.

Выставка организована по инициативе двух человек: Роберта Бадинера и Жана Клера.
Робер Бадинтер — юрист, политик, литератор, особенно известен как борец за отмену смертной казни, автор книги на эту тему, переведенной и изданной в России. Став министром юстиции после победы на выборах Франсуа Миттерана, добился законодательной отмены смертной казни. ( Справка: сегодня во Франции 50 процентов населения выступают за возвращение и 50 процентов - против смертной казни. В нашей стране действует мораторий на применение смертной казни, в связи с терроризмом в последние недели проблема смертной казни актуализировалась, но я не собираюсь ее здесь обсуждать.)
Жан Клер - «генерал от искусств»: искусствовед, историк и критик современного искусства, полемист, долгие годы возглавлявший Музей Пикассо, он был избран во Французскую академию в 2008 году и назначен Главным куратором музеев Франции. Его проекты достаточно оригинальны.
Выставка посвящена отношению к преступлению в обществе и отражению преступления в изобразительном искусстве в период, когда это отношение претерпевало резкие изменения : с XVIII века до Второй мировой войны.
Как все французские выставки, эта широко освещена в печати, изданы каталоги, но все только на французском языке, которого я не знаю. Даже подписи к экспонатам только по-французски. Мне был доступен лишь аудио- гайд на английском, где комментировались только основные объекты, так что я не уверена, что поняла замысел создателей во всей глубине. Выставка потрясает и завораживает до истощения, в конце мне хотелось уже просто бежать оттуда, столь сильные чувства меня переполняли. Такая реакция аудитории ставится, иногда, в упрек организаторам: стоит ли «пропагандировать» жестокость в стенах музея? Я же думаю, что такая экспозиция имеет важное значение, побуждает общество рефлексировать свое развитие.
Выставка начинается с заповеди « Не убий» , рассмотрения вопроса о «Божьей каре» и с отражения в мифологии и живописи «оригинальных» преступлений.
Братоубийство Каина , возмездие за богохульство, детоубийство Кроносом, отцеубийство Эдипом, убийство короля, геноцид осуществленный Гитлером, Голгофа.
«Каин или Гитлер в аду» художника Georges Grosz (Италия) - музей этого неизвестного мне художника находится в Риме. Картина написана в 1944 году и рассматривает Гитлера как Каина. Убитый Авель (?) - рядом, тоже в аду?



Потрясающее «Распятие» Николая Ге представлено с прекрасной подсветкой и кажется лучшим живописным полотном на выставке.



Густав Моро. Смерть Авеля.



Все знают, что Каин убил Авеля, но не все помнят, что мудрый Бог не хотел смерти Каина, и для того, чтобы старший сын Евы не был убит в изгнании, Бог сделал ему знак - "Каинову печать" - и объявил, что если кто-то убьет Каина, ему "отмстится всемеро".

«Богохульник.» Наказание за проявление своеволия. Уильям Блэйк. Эта работа Блэйка достаточно редко воспроизводится. Сюжет своеобразен!



Далее нам показывают гильотину.

Гильотина


У французов особое отношение к отсеченным головам. Возможно оно началось еще с Святого Дионисия - Сен Дени. Согласно преданию, записанному в VI веке Григорием Турским, этот святой был одним из миссионеров-епископов, пришедших в эти места из Италии, чтобы принести галлам христианскую веру. Он по приказу императора Валериана был обезглавлен в районе Монмартра в 258 году, НО НЕ У ПАЛ, А ВЗЯВ СВОЮ ГОЛОВУ ПОШЕЛ ПРОЧЬ ИЗ ГОРОДА. Там, где он окончательно умер было организовано вначале аббатство, потом построен собор, имени этого святого, ставший в последствии некрополем французских королей. Сен дени так и изображают, -стоящее тело с собственной головой в руках.
Стоит ли удивляться, что когда профессор анатомии Парижской военно-медицинской школы Joseph-Ignace Guillotin изобрел гильотину в 1791 году, считалось, что с ее помощью удается максимально быстро оборвать жизнь приговоренному, не причиняя ему боли.
Сомнительно, обезглавливание происходило настолько быстро, что мозг вполне мог жить еще некоторое время, а обратной связи нет и непонятно, больно им ( голове и телу) или нет.
На удивительной скульптуре «Муза Андре Шенье» - муза нежит отрубленную голову!
Муза Андре Шенье - скульптор Denis Puech



Во времена французской революции было два брата Шенье, оба поэта. (Авель и Каин?) Один был революционер, другой - роялист. Скульптор изобразил музу второго, который даже написал оду в честь Шарлотты Корде, где она - героиня античного склада, а поэт призывает к новым убийствам. Закончил жизнь на гильотине, правда, его брат к этому не причастен, даже пытался его спасти.

Пять художников об убийстве Марата.
3 июля 1793 года молодая дворянка Шарлотта Корде убила Жана Поля Марата, который принял ее у себя дома, сидя в лечебной ванне (страдал кожной болезнью).
Роялисты и жирондисты считали Марата чудовищем, именно он, понимая под революцией стихийный народный бунт, всегда призывал к расправе над членами королевской семьи и аристократами. В политической борьбе он предлагал самые крайние меры.
Для революционеров - он стал жертвой революции и был даже причислен к «мученикам свободы» - вторым после Лепелетье де Сен Фаржо ( подробнее о котором в следующий раз). Образ друга увековечил Жак-Луи Давид, ставший за годы революции активным якобинцем, избранный в Конвент, а потом и в комитет общественной безопасности. На портрете мы видим умиротворенного человека, павшего за Революцию в момент работы (читает, пишет) .
Жак Луи Давид
У убитого спокойное, умиротворенное лицо



J.J.Weerts, в своей работе на эту же тему, показывает столкновение убийца и разгневанной толпы. Марат мертв, его мы не замечаем. Мы видим ужас на лице женщины, отважившейся совершить преступление, которое она считала возмездием.



Художник Jan Jacque Hauer
показывает нам психологический конфликт аристократической красотки, пра-правнучки Пьера Корнеля, и пучеглазого фанатика.





Художник Поль Жак Эме Baudry «Шарлотта Корде, 3 июля 1793». Образ Шарлотты Корде романтизируется. Голова Марата дана нам с отвратительной маской смерти, а красивое лицо и даже рука с кинжалом у Шарлотты освещены светом из окна.



Эдвард Мунк «Смерть Марата» Зачем Мунку понадобилась история с Маратом мне непонятно, видимо был женоненавистником. Заметим яблоки (?) на столе и то, что Шарлотта обнажена ( как Юдифь?) - библейские символы соблазнения.
Tags: пристрастное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments