ka_pell (ka_pell) wrote,
ka_pell
ka_pell

Экранизация Генриха фон Клейста




Фильм Эрика Ромера «Маркиза фон «О» - экранизация одноименного, ныне, пожалуй, самого знаменитого рассказа немецкого романтика Генриха фон Клейста.
"Тот, кто отчаянья не знал, и жить не вправе", - сказал Гёте. Бурная натура Клейста была как нельзя более склонна к отчаянью. Робкий и замкнутый человек, Клейст, между тем, был дерзновенен и честолюбив, он своей драмой "Гискара", полагал заполнить пробел в драматической литературе Германии, оставшийся после Гёте и Шиллера. Сил ему не хватило, он сжег рукопись (кое-что великое осталось.)
Еще один факт безумства страстей - его кончина. В 1810 году Генрих фон Клейст подружился с Генриеттой Фогель, больной раком. И они решили… покончить с собой — осуществить навязчивую идею, с которой Клейст не раз уже обращался к своей жене Марии, которой он с большим воодушевлением написал перед смертью: «Я нашёл подругу с душой, парящей подобно молодому орлу, согласную умереть со мной». В 1811 Клейст застрелился, предварительно застрелив свою подругу.

Рассказ был написан в 28 лет. Сюжет о «непорочном зачатии» и мнимопадшей женщине, которая борется за то, чтобы убедительно доказать миру свою невинность, - стар и был в ходу не раз. Клейст вносит в него свое отношение. Нельзя с большей строгостью и большим достоинством говорить о трудном и скандальном. Однако, рассказ все равно вызвал негодование у современников, особенно возмущались дамы.
А мы можем с удивлением наблюдать, как режиссер решает не менее сложную задачу перенесения этой, значительно менее шокирующей нашего современника, но все же неоднозначной, фабулы на язык зрительных образов. (Советую рассказ прочесть тоже).

Я не склонна делать однозначных выводов типа: «граф обрюхатил маркизу». Вся игра в том, что и рассказ, и фильм, - о любви, и факту соития нет места во времени повествования Клейста , равно как мы не видим его на экране в фильме Ромера. Оба произведения, имея ввиду этическую перспективу, являются высоконравственными, и лишены поверхностного морализаторства. И рассказ, и фильм держат нас в напряжении, потому что мы являемся свидетелями психологической трансформации, которую переживает женщина, но и остальные участники события, разумеется.

Когда маркиза, вне себя из-за своего непостижимого состояния, спрашивает повитуху, неужели существует в природе такое явление, как непорочное, без ведома забеременевшей, зачатие, та отвечает, что, кроме "пречистой девы", это не случалось ни с одной женщиной на земле. Ответ, якобы, всем нам известен, хочется привести ссылку на научно-популярную статью по этой теме .

www.medlinks.ru/article.php


В другой момент - душевного подъема, когда женщина решает покориться, целиком уйти в свой внутренний мир, посвятить себя воспитанию обоих своих детей, "а дар, которым одарил ее Бог, послав ей третьего ребенка, пестовать со всей материнской любовью", насчет этого "дара", незаконного ребенка, она полагает, что его происхождение именно в силу своей таинственности, может быть, и божественнее, чем чье бы то ни было.

Так или иначе мы видим реакцию людей на скандал и намеки на таинство. В фильме и рассказе центральную роль играет и образ лебедя, ведущий героя в его поступках, (раненый, в бреду, он видит лебедя, который ассоциируется у него с героиней). Этот образ из детства - белый лебедь, в которого он бросает грязь, но лебедь изящно окунаясь смывает ее с себя и остается все таким же белоснежным , - напоминает, в контексте зачатия, библейскую историю Леды с Лебедем, придавая происходящему еще больший смысловой объем.

Эрику Ромеру удалось все: образы героев человечны, лишены ложной красивости, их действия и психологически оправданы, а поступки принадлежат тому историческому времени в котором они описаны Клейстом. Фильм по колориту напоминает старые картины Шардена, Греза в большей степени чем Давида или Делакруа. Мы наблюдаем утерянную в наше время тяжеловесность и медлительность поступков и диалогов людей чести, но и их страсти. Очень удивляет и в рассказе и в фильме сцена, в которой отец извиняется перед дочерью. (Характер выражения чувств как у романтически влюбленных друг в друга людей).
Складывается впечатление, что живущие в этом фильме люди, взаимодействуют в какой-то иной среде, в которой долгу и рефлексии своих чувств придается особое значение, но это не лишает их реакции правдивости и непосредственности, и это очень интересно наблюдать.
Никакой агрессии, как будто ее не существует в мире, но с глубоким, ненавязчивым интересом к человеку. Гениальный режиссер. Сам себя в этом фильме тоже снял, но не русским генералом, как считают некоторые, а русским офицером, который стоит среди других у стола перед картой военных действий.
Экранизация превосходна!

Есть у меня сомнения, относительно формы русской армии. Я имею ввиду рядовой состав. Одеты они в широкие штаны и серые рубахи как крестьяне. Даже если предположить, что это казаки - у них могла быть такая форма? (Войско Суворова в Швейцарии и Италии).

Tags: безделки, занятное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments