ka_pell (ka_pell) wrote,
ka_pell
ka_pell

Маэстро


Ко мне обращается Игорь, мужчина 50 лет,  который жалуется на то, что он все время находится в напряжении. Живет в окружении трех женщин: жены Анны, дочери Елены и своей матери. Так как мать тяжело больна, а он много работает и содержит семью, жена выполняет все обязанности по дому, включая уход за больной материю. Впрочем, оказывается, что жена продолжает работать преподавателем художественного творчества в какой-то детской организации, но занята она неполный рабочий день и получает незначительную заработанную плату.

 

Игорь возмущен тем, что жена перестала утаивать, что ее не удовлетворяют сексуальные отношения с ним, отказывает ему в близости. Женщина призналась, что она встречается со своим любовником и не собирается скрывать этого от мужа в дальнейшем. Игорь не только возмущен откровенно оскорбительным поведением жены, но в сложившейся ситуации не видит для себя выхода, так как считает, что если его больная мать узнает о конфликте между ним и его женой, это «ее убьет». А он не может не думать о матери.

Игорь возбужден и возмущен, рассказывая, не может успокоиться, напротив, распаляется. Его цель – найти способ изменить ситуацию, но он не видит, как это можно сделать. Он не готов что бы то ни было менять в своем поведении, так как считает, что именно жена ведет себя «безнравственно» и должна остановиться. Я говорю о том, что у меня нет волшебной палочки, изменить ситуацию может только он, изменив свое поведение. Приходит в голову метафора: «Вы предпочли бы, чтобы Вас били палкой, но чтобы оборачивали эту палку во что-нибудь мягонькое».

Дальнейшая беседа проясняет еще некоторые подробности. Игорь увлечен своей работой, она многогранна, содержит элементы творчества. Он известная личность, имеет авторитет в своей профессиональной среде. Как многие люди артистического мира, в течение всей жизни увлекался женщинами, случалось, изменял жене, что отражал в своих стихах. В данный период своей жизни любовницы не имеет, так как дама, с которой он был связан несколько лет, выдвинула ему ультиматум, требуя определенности в отношениях. На развод он не пошел, «оберегая покой матери и дочери».

Реструктурирование.

Терапевт. Вы изменяли жене, она знала об этом или нет?

Игорь. Она всегда меня подозревала, даже тогда, когда я не давал ей повода.

Терапевт. Откуда она узнала о факте измены? Вы объявили ей, или это случайно раскрылось?

Игорь. Она случайно узнала.

Конечно, он не похож на человека, который вызывает землетрясение.

Терапевт. Когда жена открыла Вашу измену, Вы  все отрицали  или признались?

Игорь. Я решил все отрицать.

Терапевт. Когда Вы отрицали, она Вам поверила или не поверила?

Игорь. (Некоторое замешательство.) Я считал, что она поверила.

Терапевт. В первый раз она Вам поверила. Она была поставлена в такое положение. Вы вели себя, как тот мальчик, который хотел варенья и тайно попробовал его из банки. Мама спрашивает: «Ты ел варенье?»«Нет-нет. Я не ел.» И так как мама Вас любит – она соглашается. И Вы приняли за выражение любви это извинение Вашему поступку. Вместо того, чтобы думать, какая хорошая у меня мама, Вы думали, какая она глупая и продолжали есть варенье.

И поскольку мама продемонстрировала Вам, что она, якобы, ничего не заметила, потому что простила, у Вас появилась возможность не так уж и прятаться. Вы думали, если она не заметила, ей не хватает ума, чтобы заметить. В первый раз она только сделала вид, что не заметила. На самом деле, она все время видела варенье на губах, но Вы продолжали отрицать, и не останавливаясь, ели и ели варенье.

И, стало быть, что  в этой ситуации было большой ошибкой с Вашей стороны, недостаточно хорошо скрывать свои действия или считать свою маму глупой?

Игорь. Я не умел фальшивить.

Терапевт Вы сделали так, чтобы она узнала, или она узнала случайно?

Игорь. Я что-то упустил из внимания. И потом, не все от меня зависело.

Терапевт. Жизнь сложилась так, что Вы изменяли жене. Так или иначе, ей стало об этом известно. Вы отрицали, она сделала вид, что поверила. Но со временем ситуация повторилась, и не один раз. Вы предпочитали не замечать изменений, которые происходили в Вашей жене. Теперь вы стоите перед фактом, что Ваша жена прямо говорит Вам о своей измене.

Складывается впечатление, что Вы явились настоящим Маэстро, мастером своего дела,  и Вам повезло в том, что у Вас оказалась великолепная ученица, которая восприняла  и выучила урок. Кроме того, Вы были щедры, Вы много раз повторил урок. Она  действительно имела возможность научиться.

Очень жаль, но Вы преуспели, даже не желая этого.

Игорь. Мне обидно это слышать. Я пришел к Вам за помощью, а Вы хотите меня оскорбить.

Терапевт. Нет, не хочу, очень жаль, что Вы так думаете. У меня нет таких намерений. Все то, к чему мы пришли вместе с Вами, вытекает из Ваших ответов на мои вопросы. Как это может не помочь Вам?

Игорь. Да никак не помогает.

Терапевт. Возможно, Вы правы. Здесь в моем кабинете, я не могу помочь Вам. Но, выйдя из кабинета, вне этих стен, Вы можете взглянуть на ситуацию другими глазами. Окружающие люди, Ваша жена, хотели Вы этого или нет, использовали Ваш опыт как пример. Вы были их учителем, играя эту роль. Вы имеете возможность теперь, не здесь, а за пределами кабинета, осознать, какой пример Вы, как значимая для других личность, как человек, которого любят, подаете другим, учитывая то, что люди смотрят на Вас. Это не я говорю Вам, это вся Ваша история говорит об этом.

 

P.S.

В подобных случаях мы не ждем благодарности от клиента.

Но мы дали ему возможность увидеть собственную ответственность за то, что происходит. Мы последовали его представлениям о себе – и увидели и показали ему его роль МАЭСТРО.

Дали свободу выбора – в чем быть маэстро, чему учить других людей или лучше не учить, но тогда задаться вопросом, как лучше прятаться.

Мы

  1. Не потеряли к нему уважения.
  2. Умножили осознание пациента.
  3. Дали выбор: чему учить или как лучше прятаться.

Мы должны были привести его к тому, чтобы он изменил свое видение ситуации.

            Подобный случай может иметь разные исходы.

Разные типы эволюции.

  1. Осознание себя МАЭСТРО – т.к. все факты прошлого дают ему этот образ. Этот образ он принес в материал, мы ничего не добавили. Он почувствует себя учителем и постарается дать хороший пример

(Относиться к ней лучше – она, возможно, тоже будет вести себя корректно)

  1. Лучше прятаться. Одеть скафандр. Получать свое удовольствие на стороне. Не чувствовать удары.
  2. Продолжать все в своей манере. «Искусство и мужчина не имеет пределов.»

Ничто не изменять в поведении, но решить, что это реальные последствия этой жизни.

Принимаю, потому что ответственность за эту жизнь беру на себя.

Tags: диалог
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments