ka_pell (ka_pell) wrote,
ka_pell
ka_pell

Возвращение в Брайдсхед




Попалась мне относительно новая (2008) экранизацию "Возвращения в Брайдсхед."
Роман Ивлина Во, читанный в юности (Издательство «Прогресс» 1974 г. - 100 000 экз).
Конечно, если смотреть только на картинку, а звук отключить, то впечатления самые отрадные. И университетский Оксфорд, и родовое гнездо семейства Брайдхед, и Венеция - все снято тонко и точно, с любовью к деталям, без довлеющих общих планов. Лица выражением соответствуют эпохе между двумя мировыми войнами. Мужчины красиво носят пижамы и смокинги, а женщины - шляпки и украшения. (По контрасту с нашими телефильмами, где дореволюционный русский офицер встает со стула и мы на долю секунды видим его брюки и понимает, что это не его брюки и он вовсе не офицер).
Но если не лишать себя и звука, то для человека, знакомого с романом, фильм становится неприятной современной подделкой.
В сценариях фильмов всегда содержится упрощение, но здесь одной деталью сюжета весь смысл романа изменен. А именно: Джулия едет в Венецию с Себастьяном и Чарльзом и там влюбляется в привлекательного друга своего брата.
Вставная сцена с поцелуями и ревностью брата меняет причину алкоголизма Себастьяна. Себастьян спивается не потому, что чувствует себя виноватым, не потому что он лишен воли и лишен собственного достоинства, а потому что он ревнует своего возлюбленного к сестре. ( У Ивлина Во гомосексуальный мотив не звучит сколько-нибудь явственно, разве что намеком).
Стоит отметить еще некоторые переставленные акценты, которые характеризуют наше время и вкусы Хуперов. В роман Ивлина Во:
Чарльз Райдер и его семья не бедны. Отец дает ему содержание в 550 фунтов - немалые деньги. В дальнейшем - Чарльз не становится выдающимся художником, скорее посредственным. Материальная сторона всех вопросов не носит в романе такой прямолинейной, грубой остроты.
Себастьян и его сестра чрезвычайно красивые люди, привлекающие к себе окружающих: «Он был волшебно красив той бесполой красотой, которая в ранней юности, словно звонкая песня, зовет к себе любовь». В фильме Себастьян сыгран глубоко и тонко, но не красавец, нет. Не может алкоголик быть красавцем, не политкорректно это.



Джулия выходит замуж за Рекса по любви. В фильме - против своей воли, в согласии с волей семьи, своей матери, и с волей церкви. Все, что связанно с католицизмом в фильме приобретает уродливые, ханжеские черты насилия над личностью. Досталось и Рексу, который выведен в фильме совсем уж монстром.
Чарльз не просто уходит от жены к любимой женщине (как нам показано в фильме), но оставляет двух детей, к которым не имеет не малейшего интереса.
Роман об искренности чувств: и любви, и ненависти: «Знать и любить другого человека - в этом и есть корень всякой мудрости» , а не о свободе и ханжестве.

В результате роман о странствиях души превратился в семейную антиклерикальную мелодраму, да еще и не без гомосексуальной злободневности. Понять, как Райдер обратился в католицизм, несмотря на то, что католическая вера отняла у него любимую, абсолютно невозможно. В фильме он и не обратился вовсе.
Tags: безделки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments