ka_pell

Category:

"Мимолетности" С.С. Прокофьева

Цикл из двадцати фортепианных миниатюр — «Мимолетности», ор. 22 написан композитором в 1915—1917 годы. Порядок в сборнике был установлен после написания всех произведений, он не соответствует очередности написания миниатюр композитором.

Для меня этот цикл — некоторое подобие отдельных страниц дневника, куда заносятся воспоминания о эпизодах жизни, даже если это минутное настроение: тревоги или злости, негодования или мечтательности, покоя и тишины или внутренней сосредоточенности на чем-то и прочее.

Первая и последняя  «мимолетности» носят характер вступления и завершения некоего повествования, создавая его лирическое обрамление. Весь цикл удивляет прежде всего естественной правдивостью, непринужденностью высказывания, отсутствием искусственности, манерности. Миниатюры можно разделить на четыре группы: остро-экспрессивные, в которых ощущается конфликт (4,14,15,19), жизнеутверждающие, шутливые (3,5,10 , 11) ,  мечтательно-раздумчивые, в которых, иногда,  проявляется сказочный элемент (1,2,8,16,17,18 и 20) и «остальные», которые кажутся мне более «живописными»:  7 —  напоминает звуки арфы, 12 — сумрачный вальс,  13 — гротескный танец как в опере «Игрок», 6 — элегантная дама. Интересно, что автор не скрывал, что 19 «мимолетность»  с ее настроением нервного смятения, связана с событиями февральской революции.

Я слушала этот цикл в разных исполнениях: наиболее внятным, убедительным мне кажется исполнение Марии Юдиной. В нем техничность уходит на второй план , цикл приобретает целостность, чувствуется единство авторского отношения, появляется его особый смысл


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded