ka_pell

Category:

«Игра воды» М. Равеля

Эту пьесу для фортепиано написал двадцати шестилетний композитор, и в ней его талант раскрылся достаточно ярко. Сам он писал позже,  что в ней проявились пианистические новшества, которые в дальнейшем были признаны как характерные для его композиторского стиля. Он создал новые формы фортепианной виртуозности и , одновременно, образности : цепочки секунд в пассажах, сама форма  широко расположенных аккордовых пассажей  — требовали обновления техники исполнения и одновременно рождали новой звучание. Целью Равеля было красочно, образно передать впечатление шума воды и «других музыкальных звуков, слышимых в фонтанах, водопадах, ручьях». Образ воды создан как безучастный к миру человеческих чувств, автор как бы созерцает явление природы, не высказывая своего эмоционального отношения к нему. ( Без пантеизма Римского-Корсакова и Дебюсси).

Характерна для Равеля и  приверженность классическому идеалу, он стремился к ясной форме произведений. «Игра воды» построена на двух темах, «подобно сонатному аллегро», как указывал он сам. Итак новая, непривычная  музыка  в  традиционной форме. (Сен-Санс, например, видел в этой музыке пример «тотальной какофонии». )Впервые исполнена 5 апреля 1902.

И вот теперь, почти сто двадцать лет спустя, можно на classic-online.ru можно прослушать несколько десятков различных исполнений этого, ставшего таким популярным среди пианистов, произведения.

Надо отметить, что М.Равель, также как и Стравинский, не  любили «интерпретаторов» своих произведений, считая, что все написано в тексте, ничего не стоит менять. Однако, скажем, Плетнев играет о своем, Гилельс «растворяется» в музыке, Рихтер и Аргерих, пожалуй, ближе к замыслу автора.  Эталонным, видимо, нужно считать исполнение Альфреда Корто, ровесника, близко знакомого с композитором.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded