ka_pell

Category:

Песня о земле Малера

«И голос вечности зовет с неодолимостью нездешней,

И над цветущею черешней сиянье легкий месяц льет» — Анна Ахматова

Можно ли помыслить музыку в себе? Смотря чью. Знаю только, что не могу любить такую, которую не могу в себе узнать, не только почувствовать, но понять...

«Песня о земле» для двух солистов и оркестра на стихи китайских поэтов 8 века, то есть эпохи Тан, была написана Малером в тот период его жизни, когда она резко изменилось: он потерял старшую дочь (девочка умерла), оставил пост директора Венской оперы (интриги) и узнал о своей болезни, которая и привела его к смерти спустя четыре года. Но отказаться от прежнего образа жизни, ограничить физическую активность, необходимо было сразу.  В его музыку вошла тема увядания  и примиряющего  круговращения природы. Есть там и противопоставление старости-осени юности-весне, картины любования молодостью и красотой. Однако и в стихах, и в музыке  истинным разрешением печали  утверждается опьянение (да-да!) и преходящий с ним сон.  Надежды на весну-обновление нет. «Какое мне дело до весны — оставьте мне мое опьянение». Опьянение, сон — как уход из реального мира, а не его замещение. Это одно из самых трагических сочинений Малера, оно о печали времени духовной зрелости. Последняя , шестая часть, «Прощание»,  по времени занимает половину симфонии. Музыкальная тема вечности земли  в коде медленно истаивает, остается лишь многократно повторяемое солисткой слово «Вечно» под угасающий отблеск, - интонацию темы.

Слушала я эту вещь много раз, последний — в Мариинском театре СПб, 30 января. Встречала я  высказанные за глаза упреки Гергиеву, что он мало репетирует, что использует выступления дома как репетиции перед выступлениями за границей. После СПб оркестр и солисты  с этой же программой  появились в Москве, в «Зарядье». Я всегда стремлюсь попасть на оперы и концерты, если он дирижирует.  Оркестр играет иначе, звучит иначе: все прозрачно, все слышно, акварельно . Да, всегда слышно певцов , Михаил Векуа и Юлия Маточкина  были на высоте. Но я люблю и исполнение Йонаса Кауфмана на medici


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded